РЕЗОЛЮЦИЯ заседания Рабочей группы ФНПР по подготовке материалов к заседанию Генерального Совета ФНПР

 

Участники заседания отмечают, что стратегическое развитие Арктической зоны, Дальнего Востока, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Вместе с тем обеспечение государственных интересов на этих территориях невозможно без высокого качества жизни и благосостояния населения, работающего и проживающего в суровых климатических условиях. Именно поэтому развитие Арктической зоны, Дальнего Востока, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должно носить социально-экономическую направленность.

Действующая в настоящее время система государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим на Севере, в Арктике, на Дальнем Востоке не в полной мере обеспечивает уровень возмещения физических, моральных и материальных затрат, связанных с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, на что указывает миграционная убыль населения в большинстве северных территорий. Качество и уровень жизни населения большей части северных и дальневосточных территорий отстает от средних показателей по Российской Федерации. При этом предпосылки для развития имеются. Для ускоренного развития северных территорий создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики; приняты Указы Президента РФ: от 5 марта 2020 г. №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 г. № 996-р «Об утверждении единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

В то же время для реализации целей, указанных в названных стратегических документах, таких как ускорение экономического развития территорий и увеличения их вклада в экономический рост страны необходимо, в первую очередь, создать достойные условия для работы и жизни на данных территориях.

На практике получается иначе. Последние принятые решения, в том числе по изменению пенсионного законодательства (повышение пенсионного возраста для северян на 5 лет), отклонение законопроектов, направленных на привлечение молодых кадров на Север, в Арктику только усугубляют текущую ситуацию, при которой уровень и качество жизни населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Арктике и на Дальнем Востоке не отвечает стандартам достойного труда.

Учитывая возрастающее внимание органов государственной власти к проблемам Арктики, Дальнего Востока и Севера, в целях выработки предложений по совершенствованию системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктике, на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участники заседания Рабочей группы ФНПР предлагают Генеральному Совету ФНПР рассмотреть следующие предложения:

 

1.                  В области гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, проживающим и работающим (работавшим) в Арктике, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

- провести консультации по инкорпорации сохраняющих свое действие норм законодательства СССР и РСФСР в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в законодательство Российской Федерации, сохранив при этом действующие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок;

- внести изменения в статью 34 закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в части включения несовершеннолетних детей пенсионеров, проживающих на данных территориях постоянно, в категорию лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно;

- внести в законодательство изменения в части определения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на личном транспорте для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- внести изменения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации в части компенсации работникам стоимости провоза автомобиля на ж.д. платформе или пароме при использовании личного транспорта для проезда к месту использования отпуска и обратно.

2.                  В части совершенствования пенсионного обеспечения:

- требовать возврата возраста выхода на пенсию мужчинам 55 лет и женщинам 50 лет, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях, и имеющим необходимый общий страховой стаж; 

- провести консультации по совершенствованию механизмов назначения пенсий гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Арктике и на Дальнем Востоке;

- внести изменения в пенсионное законодательство, возобновив индексацию пенсий работающим пенсионерам в таких же размерах, как и неработающим пенсионерам.

 

 

3. По вопросам привлечения кадров в северные регионы страны:

- установить дополнительные экономические и социальные стимулы для привлечения и закрепления кадров в Арктике, на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях притока населения в эти регионы, комплексного и динамичного развития данных территорий;

- дополнить статью 11 закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» нормой о выплате процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы лицам в возрасте до 35 лет включительно, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет;

- организовать работу по прогнозированию потребностей в кадрах организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и реализующих проекты на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- рассмотреть вопрос о проведении целевой подготовки и переподготовки молодых кадров, в том числе через формирование государственного заказа на подготовку кадров, ориентированных на развитие регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- в целях закрепления молодежи в регионах Арктической зоны, на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях активизировать расширение числа учреждений профессионально-технического образования по профильным специальностям;

- организовать производственные практики непосредственно на предприятиях малого и среднего предпринимательства, ведущих хозяйственную деятельность в регионах Арктической зоны, на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

 - рассмотреть возможность начисления районного коэффициента и процентной надбавки на стипендию лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, расположенных на территории Арктической зоны и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

                                                       

               4. В части дальнейшего развития транспортной доступности:

- обеспечить качество и ценовую доступность транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных) для лиц, работающих и проживающих на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- организовать систему сбора и обобщения (консолидации) информации о перспективной потребности в воздушных судах для осуществления перевозок на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- обеспечить субсидирование из федерального бюджета затрат на перевозки пассажиров в регионах Арктической зоны, на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях воздушным транспортом местных воздушных линий и затрат на реализацию региональных программ организации внутримуниципального транспортного сообщения;

- разработать проект федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части введения определения понятия «социально значимая воздушная перевозка» в отношении Арктической зоны, Дальнего Востока, районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;

- разработать и принять программу развития малой и региональной авиации, включающей в себя обновление авиапарка, реконструкцию аэропортных комплексов и взлетно-посадочных полос, расположенных на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- поддержать производство вертолетов, приспособленных для эксплуатации в специфических условиях Арктической зоны, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: низких температур, обширных водных поверхностей и больших расстояний между точками базирования, в условиях пропадания спутниковых сигналов и неустойчивой радиосвязи;

- в целях развития воздушных перевозок инициировать внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% при реализации работ и услуг по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- выделить средства из федерального бюджета для строительства автомобильных дорог в зоне БАМа и Северного широтного хода; предусмотреть программы модернизации и развития притрассовых автодорог, которые могут значительно повысить качество жизни в отдаленных населенных пунктах.

5. В области жилищного обеспечения:

- рассмотреть вопрос о создании различных форм льготного жилищного кредитования для работников, в том числе о снижении федерального стандарта субсидирования оплаты услуг ЖКХ для северных территорий с 22 % до 15%;

- провести консультации по вопросам обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и объектов инженерной инфраструктуры в целях оптимизации затрат населения на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, в том числе разработать механизм частичной компенсации расходов на оплату стоимости услуг ЖКХ, в зависимости от действующего норматива площади жилого помещения и состава семьи, проживающей в данном помещении;

- рассмотреть возможность расширения категорий граждан, которым представлена льготная ипотека под 2% годовых, предусмотрев молодых специалистов, привлекаемых для трудоустройства в субъекты Дальневосточного федерального округа из других регионов России;

- провести консультации по вопросу временного предоставления работодателями жилья работникам, заключившим трудовые договоры с работодателями, и прибывающим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на все время работы в этих районах и местностях.

6. По вопросам здравоохранения:

- провести анализ достаточности и технической оснащённости фельдшерско-акушерских пунктов на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- принять меры по развитию выездных форм оказания медицинской помощи на удаленных территориях Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- разработать и реализовать меры по повышению доступности медицинских услуг и качества оказываемой медицинской помощи населению регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе в части обеспечения гарантии по медицинским обследованиям в процессе трудовой деятельности, частичной оплаты проезда к месту получения медицинских услуг и обратно, частичной оплаты медицинских услуг;

- разработать предложения, направленные на развитие системы оказания медицинской помощи на базе санитарной авиации для лиц, работающих в отдаленных поселках;

- закрепить в отраслевом законодательстве приоритетность создания арктических центров высокотехнологичной медицинской помощи, развитие санитарно-авиационной медицинской помощи и обеспечения финансовой поддержки организации ее оказания, а также рассмотреть возможность установления повышенных нормативов специализированной медицинской помощи с соответствующим финансовым обеспечением;

- в целях своевременной диагностики предусмотреть государственную поддержку или централизованное выделение путевок специалистам, работающим на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее чем раз в два года для прохождения санаторно-курортного профилактического лечения в санаторно-курортных учреждениях;

- в целях поддержания здоровья детей, проживающих на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разработать целевую программу санаторно-курортного оздоровления детей с использованием инфраструктуры курортов южных регионов Российской Федерации;

- ввести в медицинских учебных заведениях отдельную специальность по арктической медицине; включить вопросы арктической медицины в деятельность профильных медицинских учреждений, работающих на Севере и в Арктике;

- в целях поддержания здоровья живущих на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях разработать федеральные программы, направленные на строительство спортивных комплексов, включающих в себя спортивные и фитнес залы, бассейны, стадионы;

- включить в число факторов, идентифицируемых во время специальной оценки условия труда, микроклимата на отрытом воздухе;

- законодательно закрепить возможность установления «актированных» дней при экстремальных температурах воздуха.

   

7. В области организации работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

- дополнить статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации положением, возлагающим на работодателя обязанность по компенсации работникам стоимость проезда от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора) и обратно;

- дополнить статью 297 Трудового кодекса Российской Федерации положением, предусматривающим возможность применения вахтового метода только с учетом уже имеющихся трудовых ресурсов на территории, где планируется его применение. С этой же целью органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть наделены полномочием по квотированию привлекаемого вахтового персонала на соответствующие территории.



buttons buttons buttons