«Верные решения» от Алихана Динаева
Друзья, знакомьтесь – это Алихан Динаев, настоящая «звезда» российского образования, народный учитель Чеченской республики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания и права из города Грозный, журналист и невероятно интересный человек, безгранично любящий свою профессию.
На прошлой неделе, 16 марта, в рамках вебинара «Верные решения», организованного Ханты-Мансийской окружной организацией Профсоюза, в режиме онлайн Алихан провел матер-класс для молодых педагогов Югры.
Сегодня, когда в Нижневартовске разгар праздника педагогического мастерства – там в этом году проходит традиционный конкурс «Педагог года Югры», мы не могли пройти мимо этого яркого события в профессиональной и профсоюзной жизни округа и не рассказать вам о том, какими секретами своего профессионального мастерства поделился с югорскими коллегами Алихан.
Итак, слово Алихану Динаеву…
«Как вы думаете, должен ли педагог быть на одной волне с детьми? Я часто слышу такое суждение, но как его реализовать, я, честно, не знаю. Учитель не может поймать все «волны», не может и не должен знать всех рэп или рок-исполнителей, не может следить за всеми блогерами, которые сегодня детям интересны, а завтра уже нет. Педагогу достаточно быть с детьми на одном берегу, чтобы понимать, чувствовать и принимать друг друга».
«Работа учителя – это гарантированная стрессовая ситуация каждый день. Насколько хорошо учитель умеет из нее выходить – показатель его профессионализма. Недавно во время урока один из моих учеников решил со мной «поиграть». Каждый раз, когда я отворачивался к доске, чтобы что-то написать, он начинал петь. Я не сразу определил, кто это поет, но когда вычислил певца, то попросил его дать мне дневник. Сделав запись, я вернул его хозяину. Вместо того, чтобы рассердиться, мой ученик начал улыбаться, потому что прочитал в дневнике послание родителям, которое никак не ожидал увидеть: «Ваш сын отлично поет! Постарайтесь отдать его в соответствующий кружок, чтобы он мог развивать свой талант!»
«Я часто слышу, что современные дети вообще ничем не интересуются. И, тем не менее, все равно стараюсь давать им какие-то жизненные советы. Так им и говорю: «Вы можете прислушаться, а можете просто пропустить мимо ушей». Например, когда я прочитал книгу Э.-М. Ремарк «Черный обелиск», я сказал, что в книге описаны почти те же проблемы, что волнуют сегодняшних одиннадцатиклассников. Спустя какое-то время мне на почту пришло письмо. Даже не письмо, а настоящее сочинение от одной очень замкнутой девушки, которая за всю свою учебу в школе сказала слов меньше, чем написала в этом сообщении. Кроме благодарности, в нем еще было признание, что она действительно смогла найти ответы на многие свои вопросы» (фрагмент её сочинения Вы можете увидеть в моей Презентации, с согласия автора).
«Чтобы быть хорошим учителем нужно не просто много знать, надо понимать, как это донести до ученика. Когда я готовлюсь к каждому уроку, я стремлюсь понять, зачем это нужно ребенку. Например, если мы изучаем на уроке виды договоров, значит, вместо выполнения занудных упражнений, которые не вызывают никакого интереса у детей, мы разбираем подготовленные мной ситуации, где героями этих договоров становятся мои ученики: «Заурбек и Казбек открыли свой бизнес…». Если ученик мне говорит, что хочет открыть шашлычную, я пишу на контрольной задание: «Заур хочет открыть шашлычную…» Ребенок должен понимать, что если в его жизни был такой урок, значит, когда-то он ему пригодится».
«Недавно Санкт-ПетурбургскийГУ провел исследование на тему, каким школьники видят идеального учителя. Вы удивитесь, но на первое место дети поставили отнюдь не умение отлично ориентироваться в технике и владеть интернет технологиями. Даже внешний вид учителя для них не так важен. 91% ребят ответили, что главное для учителя — это умение понятно и доступно объяснить тему. А 66%, кстати, назвали такое качество, как остроумие. Меня это очень радует».
«Способности учителя Будущего» по версии Алихана Динаева:
Методическая компетентность
Учитель даёт ученику свободу и отходит в сторону
Эффективно реагирует на неожиданности
Учит практическим навыкам
Связывает прошлое и настоящее!
· Предлагаем Вашему вниманию презентацию «В тени софт скиллс» А.М. Динаева
Алихан Динаев рекомендует:
Джефф Петти. Современное обучение. Практическое руководство.
Джон Хэтти. Видимое обучение.
Эрих Мария Ремарк. Черный обелиск.